Ремонт системы охлаждения

 
 
При исправной системе охлаждения двигатель не должен перегреваться даже в летнюю жару. Но проблемы, накапливаясь, имеют обыкновение таиться до поры до времени и открыто проявляются именно в теплый сезон, когда склонность к перегреву может появиться и у далеко не старого автомобиля.

ТЕОРИЯ ОХЛАЖДЕНИЯ

Температура в цилиндрах двигателя при сгорании топливно-воздушной смеси достигает 2000 градусов. Понятно, что без достаточного охлаждения никакие механизмы долго не выдержат такой тепловой нагрузки. В классическом двигателе внутреннего сгорания используется жидкостная система охлаждения, в состав которой входят:

– рубашка охлаждения двигателя (блока и головки цилиндров);

– водяной насос (помпа);

– радиатор, крышка радиатора, расширительный бачок;

– вентилятор охлаждения радиатора;

– термостат, датчики температуры;

– соединительные патрубки и шланги.

Система должна быть герметична, по уровню заполнена охлаждающей жидкостью (ОЖ) с необходимыми рабочими параметрами. Водяной насос (помпа) обеспечивает циркуляцию жидкости по системе. Радиатор – основной элемент охлаждения: именно через него основная масса тепла выводится в атмосферу. Вентилятор включается по сигналу температурных датчиков и необходим для увеличения потока воздуха, проходящего через радиатор. Крышка радиатора и расширительный бачок компенсируют изменение объема и давления жидкости в системе при ее нагревании/ охлаждении. Термостат (регулятор) должен поддерживать оптимальный тепловой режим в двигателе в зависимости от окружающей температуры и режимов эксплуатации. При закрытом термостате ОЖ циркулирует по «малому кругу» (т.е. только внутри двигателя), при открытом – циркуляция осуществляется через радиатор.

ПРОФИЛАКТИКА

От исправности всех перечисленных элементов зависит работоспособность системы охлаждения. Оценить ее состояние можно диагностическими методами. В случае необходимости осуществляются плановое обслуживание и ремонт.

Некоторые работы можно проводить самостоятельно, например, регулярный профилактический осмотр. Так, не должно быть следов утечки ОЖ или следов «потения» (белые натеки: их можно заметить в местах соединения резиновых шлангов с патрубками или на трубках треснувшего радиатора).

Необходимо следить за уровнем ОЖ. Допускается небольшая естественная убыль вследствие испарения, если концентрированный антифриз был разбавлен водой. В серьезных случаях значительное снижение уровня ОЖ может свидетельствовать о внутренних утечках.

Элементарная проверка термостата – после пуска холодного двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора должен некоторое время оставаться холодным. Быстрый нагрев нижнего шланга указывает на наличие циркуляции, чего не должно быть, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры.

Шланги должны быть достаточно мягкими – резина грубеет по мере старения. Если на остывшем двигателе при сдавливании любого из шлангов чувствуется хруст, значит, внутри образовалась накипь, и не только в шлангах, но и во всей системе, что ухудшает отвод тепла и циркуляцию. Накипь и продукты коррозии в пробке радиатора могут привести к чрезмерному повышению давления в системе.

Помпа очень чувствительна к двум факторам: качеству антифриза, который служит естественной смазкой подшипника и к натяжению приводного ремня – если он сильно натянут, возможен быстрый износ подшипника.

Необходимо, чтобы был чистым радиатор. Периодически следует продувать его (в направлении, обратном потоку воздуха), очищая соты от пуха и пыли.

При малейших подозрениях на неисправность системы охлаждения необходимо обращаться в сервис.

 

Powered by Joomla 3.